KidsWorld.Ru - информационно-справочный портал дополнительного образования детей
KidsWorld.Ru - информационно-справочный портал дополнительного образования детей
КММ 2012
Энциклопедия образования Учреждения дополнительного образования детей Москвы ГБОУ МЦДТДиМ Городской конкурс «Москва информационная» Московские детские Дельфийские игры Окружное фестивальное движение «СЕМИЦВЕТИК — 2014»
Энциклопедия образованияЭнциклопедия образования
Учреждения дополнительного образования детей МосквыУчреждения дополнительного образования детей Москвы
ГБОУ МЦДТДиМГБОУ МЦДТДиМ
Городской конкурс «Москва информационная»Городской конкурс «Москва информационная»
Московские детские Дельфийские игрыМосковские детские Дельфийские игры
Окружное фестивальное движение «СЕМИЦВЕТИК — 2014»Окружное фестивальное движение «СЕМИЦВЕТИК — 2014»

Закон о развитии образования в городе Москве

Дополнительное образование в документах... / Общие положения в образовании

ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ

О РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

20 июня 2001 года

N 25

(в ред. Законов г. Москвы от 10.10.2001 N 46,
от 29.10.2003 N 63, от 22.12.2004 N 91,
от 15.06.2005 N 23)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

Настоящий Закон устанавливает принципы деятельности органов государственной власти города Москвы по развитию образования, регулирует формы участия органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления, образовательных учреждений и организаций, физических и юридических лиц в развитии образования в городе Москве и направлен на обеспечение прав жителей города Москвы на получение образования, а также на поддержку развития образовательной деятельности.

(в ред. Законов г. Москвы от 10.10.2001 N 46, от 22.12.2004 N 91)

Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе

1. Образование - целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах личности, семьи, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения индивидом (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

2. Образовательные учреждения и организации - государственные и негосударственные образовательные организации, созданные в любой организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций, осуществляющие образовательную деятельность, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся и воспитанников.

(часть 2 в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

3. Государственные образовательные учреждения города Москвы - образовательные учреждения, находящиеся в собственности города Москвы и финансируемые за счет средств бюджета города Москвы.

(часть 3 в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

Часть исключена. - Закон г. Москвы от 22.12.2004 N 91.

4. Государственные органы управления образованием города Москвы - городской и окружные органы исполнительной власти города Москвы, осуществляющие исполнительно-распорядительные функции в области образования в городе Москве.

(ред. Законов г. Москвы от 29.10.2003 N 63, от 22.12.2004 N 91)

5. Городская государственная система образования - совокупность образовательных и иных учреждений и организаций, подведомственных городскому или окружным органам управления образованием, и реализуемых ими образовательных программ, а также совокупность городских и окружных органов управления образованием.

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

6. Отраслевые системы образования города Москвы - совокупность образовательных организаций, подведомственных отраслевым органам исполнительной власти города Москвы, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сферах здравоохранения, культуры, социальной защиты и других, а также совокупность реализуемых ими образовательных программ.

(в ред. Законов г. Москвы от 10.10.2001 N 46, от 22.12.2004 N 91)

7. Фонд попечителей - юридическое лицо, создаваемое в любой организационно-правовой форме, предусмотренной Федеральными законами от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" для оказания содействия в решении актуальных задач развития образовательных учреждений, совершенствования их материально-технической базы и стимулирования труда их работников путем привлечения внебюджетных финансовых ресурсов.

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

Статья 3. Основные принципы политики города Москвы в области образования

1. Обеспечение прав граждан на образование, удовлетворение их потребностей в образовании, развитие образования провозглашаются приоритетными направлениями деятельности органов государственной власти города Москвы.

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

2. Наряду с принципами, предусмотренными федеральным законодательством, политика города Москвы в области образования основывается также на принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания человека как активного и ответственного субъекта гражданского общества, способного свободно распоряжаться своим правом на труд, формирования достоинства жителя города Москвы, уважения к правам и свободам человека, любви к детям, семье, окружающей природе, Москве, России;

2) светский характер образования в государственных образовательных учреждениях; обеспечение единства федерального и московского культурного и образовательного пространства; общедоступность образования и обеспечение равных возможностей получения образования для всех категорий жителей города Москвы;

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

3) адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) признание права на специальные условия проведения образовательного процесса для одаренных обучающихся, а также для детей и подростков, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии, связанные с наследственными и иными причинами;

5) непрерывность образования, соответствие обеспечиваемого городской государственной системой образования уровня образования современным международным стандартам и тенденциям развития образования;

6) обновление и развитие городской государственной системы образования за счет эффективного использования культурного, научного, производственного потенциала города Москвы, городской инфрастуктуры, поддержки экспериментальной и инновационной деятельности в области образования;

7) поддержка национальных, этнических, культурных традиций, содействие развитию этнокультурных образовательных учреждений и организаций;

8) свобода, многообразие и вариативность в образовании;

9) демократический, государственно-общественный характер управления образованием;

10) предусмотренная федеральным законодательством самостоятельность государственных образовательных учреждений;

11) поддержка негосударственных образовательных организаций;

12) ориентация образовательного процесса на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

3. Органы государственной власти города Москвы оказывают содействие лицам, проживающим вне территории Российской Федерации и желающим обучаться на русском языке, в получении ими основного общего образования на русском языке.

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

4. Деятельность органов государственной власти города Москвы по развитию экономики образования основывается на следующих принципах:

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

1) обеспечение многоканальности финансирования образования;

2) льготного налогообложения, направленного на поддержку развития системы образования;

3) обеспечение нормативного бюджетного финансирования образовательных учреждений и организаций;

4) поддержка предусмотренной федеральным законодательством хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений и организаций.

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

5. Органы государственной власти города Москвы разрабатывают и реализуют политику города Москвы в области образования на основе межведомственного подхода и при широком участии общественных объединений, профессиональных и творческих ассоциаций и объединений, родительских и ученических советов, детских и молодежных организаций.

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

6. Организационной основой политики города Москвы в области образования является Московская целевая городская программа развития образования.

Глава 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ

НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

Статья 4. Государственные гарантии права жителей города Москвы на получение образования

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

1. Жителям города Москвы гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

2. Жителям города Москвы гарантируется общедоступность и бесплатность получения дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также возможность получения на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня получается впервые.

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

3. Органы государственной власти города Москвы обеспечивают гражданам право на получение образования путем создания и поддержки городской и отраслевых систем образования и создания социально-экономических условий для получения образования в государственных образовательных учреждениях следующих типов:

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

1) дошкольных;

2) общеобразовательных (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) образовательных учреждениях дополнительного образования взрослых;

5) специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

6) образовательных учреждениях дополнительного образования детей;

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

7) образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

8) других образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность.

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

3.1. Органы исполнительной власти города Москвы полностью или частично несут расходы на содержание граждан, нуждающихся в социальной поддержке, в период получения образования, порядок и размеры которой устанавливаются законом города Москвы.

(часть 3.1 введена Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

4. Органы государственной власти города Москвы гарантируют доступность образовательных услуг в государственных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих программы дошкольного образования, путем установления льгот по оплате содержания детей из семей, отнесенных к категории особо нуждающихся в услугах этих учреждений. Критерии отнесения семей к этой категории утверждаются Правительством Москвы с учетом уровня доходов, состава семей, состояния здоровья детей и родителей (законных представителей) и других факторов.

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

5. Органы государственной власти города Москвы оказывают содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе путем развития сети государственных образовательных учреждений, реализующих программы повышенного уровня, а также посредством предоставления им специальных городских стипендий, включая стипендии для обучения в других субъектах Российской Федерации и за рубежом.

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

Критерии и порядок предоставления указанных стипендий устанавливаются нормативными правовыми актами города Москвы.

6. В городе Москве создаются условия для бесплатного получения дополнительного образования несовершеннолетними гражданами, лицами, повышающими квалификацию и занятыми на должностях, соответствующих профилю повышения квалификации, специалистами и другими работниками для прохождения переподготовки, а также трудоспособными гражданами, не имеющими работы и заработка.

Статья 4.1. Дополнительные гарантии права на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

(введена Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

1. Обучающиеся, воспитанники государственных образовательных учреждений города Москвы из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на полном государственном обеспечении во время пребывания (обучения) в данном образовательном учреждении, а при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью по нормам, утверждаемым Правительством Москвы, а также единовременным денежным пособием в порядке и размере, устанавливаемых правовыми актами города Москвы, но не менее размера, установленного федеральным законодательством для соответствующих категорий обучающихся федеральных государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов.

2. Обучающиеся, воспитанники государственных образовательных учреждений города Москвы из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются бесплатным проездом на городском пассажирском транспорте в порядке, установленном правовыми актами города Москвы.

3. Выпускникам государственных образовательных учреждений города Москвы из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающим в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и нерабочие праздничные дни, по решению совета образовательного учреждения может предоставляться бесплатное питание и проживание на период их пребывания в данном образовательном учреждении.

4. Выпускники государственных образовательных учреждений города Москвы из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств, образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Москвы, и единовременным денежным пособием в порядке и размере, устанавливаемых правовыми актами города Москвы, но не менее размера, установленного федеральным законодательством для соответствующих категорий обучающихся федеральных государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов. По желанию выпускников государственных образовательных учреждений города Москвы им может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для их приобретения, или перечислена в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.

Статья 5. Язык (языки) обучения в образовательных учреждениях и организациях

1. Обучение и воспитание в государственных образовательных учреждениях, а также в негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, в городе Москве ведется на русском языке.

Иной дополнительный язык обучения и воспитания определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения или организации и закрепляется в его (ее) уставе.

2. По желанию обучающихся, их родителей (законных представителей), по решению учредителя (учредителей) и в соответствии с уставом образовательного учреждения или организации могут создаваться классы, группы, где обучение по отдельным предметам может вестись на языках народов Российской Федерации или иностранном языке.

3. Органы государственной власти города Москвы содействуют проживающим в городе Москве различным этнокультурным общностям в получении основного общего образования на родном языке путем создания государственных образовательных учреждений с этнокультурным компонентом образования.

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

Статья 6. Обеспечение права жителей города Москвы на выбор формы обучения и образовательного учреждения или организации

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

1. Жителям города Москвы предоставляется право свободного выбора различных форм обучения: очной, заочной (без отрыва от производства), очно-заочной (вечерней, сменной без отрыва от производства), самообразования, экстерната, семейного образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

Допускается получение образования путем сочетания различных форм обучения.

2. При семейном дошкольном образовании родители (законные представители) ребенка имеют право на ознакомление с утвержденными программами дошкольного образования в государственных образовательных учреждениях и на диагностику уровня развития и способностей ребенка.

3. Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в образовательном учреждении по очной форме обучения - 18 лет. Для детей и подростков с отклонениями в развитии, с девиантным (общественно опасным) поведением и других категорий, установленных федеральным законодательством, предельный возраст получения основного общего образования может быть увеличен.

3.1. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном образовательном учреждении, определяемом городскими нормативами бюджетного финансирования. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей.

(часть 3.1 введена Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

4. По желанию родителей (законных представителей) допускается обучение их детей по программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в форме семейного образования.

В этом случае в целях осуществления контроля за освоением обучающимся основных общеобразовательных программ последний закрепляется за государственным образовательным учреждением, которое за счет бюджета города Москвы в согласованные с родителями (законными представителями) обучающегося сроки осуществляет промежуточную аттестацию обучающегося, а также оказывает его родителям (законным представителям) консультации по методическим и иным вопросам, связанным с обучением и воспитанием.

Порядок предоставления указанных образовательных услуг устанавливается Правительством Москвы.

5. Обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования имеют право использовать экстернат при освоении отдельных предметов, дисциплин и образовательных программ в целом.

6. Родителям (законным представителям), проживающим на территории города Москвы, с учетом мнения детей предоставляется право выбора образовательного учреждения или организации для получения их детьми образования соответствующего уровня при условии наличия в учреждении или организации свободных мест.

7. При приеме детей в первые классы государственных образовательных учреждений любого типа и вида не допускается проведение испытаний (экзаменов, тестов, конкурсов), направленных на выявление уровня знаний ребенка по различным учебным дисциплинам и предметам.

Статья 7. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений

1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений города Москвы определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и Московского регионального компонентов государственного образовательного стандарта по классам и образовательным областям.

(в ред. Закона г. Москвы от 29.10.2003 N 63)

Базисный учебный план утверждается городским органом управления образованием.

2. Базисный учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.

В инвариантной части базисного учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, обеспечивающий единство образовательного пространства и гарантирующий овладение выпускниками образовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования.

Вариативная часть базисного учебного плана обеспечивает реализацию Московского регионального и школьного компонентов.

(в ред. Закона г. Москвы от 29.10.2003 N 63)

3. Московский региональный компонент базисного учебного плана разрабатывается городским органом управления образованием для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

(в ред. Закона г. Москвы от 29.10.2003 N 63)

Школьный компонент базисного учебного плана определяется администрацией образовательного учреждения по согласованию с органом его самоуправления.

4. Органы государственной власти города Москвы обеспечивают реализацию федерального, Московского регионального и школьного компонентов базисного учебного плана необходимыми финансовыми, материально-техническими и кадровыми ресурсами.

(в ред. Законов г. Москвы от 29.10.2003 N 63, от 22.12.2004 N 91)

Статья 8. Сохранение здоровья обучающихся, воспитанников

1. Обеспечение и сохранение здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и организаций осуществляются на основе межведомственной программы "Образование и здоровье", обеспечивающей взаимодействие образовательных и медицинских учреждений и организаций города, которая утверждается Правительством Москвы один раз в три года.

Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения или организации на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

2. Руководитель образовательного учреждения или организации несет персональную ответственность за создание условий, направленных на сохранение жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса, и обеспечивает:

1) создание условий для обучения и осуществления образовательного процесса, поддерживающих и укрепляющих здоровье обучающихся, воспитанников;

2) организацию образовательного процесса, направленного на обучение навыкам здорового образа жизни на всех ступенях образования;

3) организацию текущего контроля за состоянием здоровья обучающихся, воспитанников;

4) проведение профилактических и оздоровительных мероприятий;

5) обучение и воспитание в области охраны здоровья;

6) повышение квалификации и проведение аттестации работников образовательного учреждения или организации в области охраны здоровья и обеспечения безопасности жизнедеятельности;

7) предотвращение в помещениях образовательного учреждения или организации курения, употребления алкоголя и наркотических веществ обучающимися, воспитанниками, а также другими гражданами.

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

3. Администрация образовательного учреждения или организации привлекает родителей (законных представителей) к проведению профилактических и оздоровительных мероприятий, к формированию у обучающихся, воспитанников привычек здорового образа жизни.

4. Каждое образовательное учреждение или организация обеспечиваются штатным или специально закрепленным органами здравоохранения медицинским персоналом.

5. Педагогические работники государственных образовательных учреждений города Москвы обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств бюджета города Москвы.

Статья 8.1. Дополнительное образование детей

(введена Законом г. Москвы от 15.06.2005 N 23)

1. В целях развития способностей, склонностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи, обеспечения их занятости и социально значимого досуга, профилактики правонарушений, наркомании, безнадзорности и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних в городе Москве создаются различные виды государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей, реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности: научно-технической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной и других.

2. Дополнительные образовательные программы могут реализовываться также в государственных общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; других государственных образовательных учреждениях, в которых созданы условия для реализации образовательных программ дополнительного образования детей; негосударственных образовательных организациях (в том числе общественных организациях (объединениях), основной уставной целью которых является реализация дополнительных образовательных программ; иных организациях, имеющих образовательные подразделения, реализующие дополнительные образовательные программы.

3. Дополнительное образование детей осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) свободный выбор детьми образовательных учреждений дополнительного образования детей и дополнительных образовательных программ в соответствии со способностями, склонностями и интересами детей;

2) многообразие видов дополнительных образовательных программ, удовлетворяющих разнообразные интересы детей;

3) непрерывность дополнительного образования, преемственность дополнительных образовательных программ, возможность их сочетания, коррекции в процессе освоения;

4) психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей;

5) творческое сотрудничество педагогических работников и детей;

6) сохранение физического и психического здоровья детей.

4. Дополнительные образовательные программы не должны пропагандировать насилие, социальное, расовое, национальное, религиозное или языковое превосходство, дискриминацию по признаку пола.

5. В случае, если число детей, желающих обучаться по соответствующей дополнительной образовательной программе, превышает число мест в государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей, иных государственных образовательных учреждениях, реализующих дополнительные образовательные программы, и организациях, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования, преимущественным правом при зачислении пользуются граждане, нуждающиеся в социальной поддержке, в том числе дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети-инвалиды.

Статья 9. Коррекционная и оздоровительная деятельность образовательных учреждений и организаций

1. Несовершеннолетние граждане с ограниченными возможностями здоровья (имеющие отклонения в физическом и психическом развитии) имеют право на получение образовательных услуг, содержание и условия предоставления которых соответствуют состоянию их здоровья и обеспечивают социальную адаптацию этих лиц.

Органы исполнительной власти города Москвы обеспечивают реализацию этого права посредством создания и поддержки коррекционных, реабилитационных, специальных образовательных учреждений различных типов и видов, а также специальных (коррекционных) классов и групп.

Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

2. При реализации образовательных программ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются специальные государственные образовательные стандарты (Московский региональный компонент).

(в ред. Закона г. Москвы от 29.10.2003 N 63)

3. Несовершеннолетние граждане с отклонениями в развитии имеют право на получение бесплатной психологической, медицинской и социальной помощи в государственных образовательных и медицинских учреждениях города Москвы.

4. Образовательные учреждения и организации могут реализовывать дополнительные бесплатные и платные образовательные коррекционные программы и осуществлять дополнительные образовательные коррекционные услуги при наличии соответствующей лицензии.

Дополнительные образовательные коррекционные программы и дополнительные образовательные коррекционные услуги направлены на оказание помощи несовершеннолетним гражданам, имеющим трудности в обучении, поведении и социальной адаптации на фоне хронических заболеваний, отклонений в психическом развитии, пограничных психических расстройств.

К дополнительным образовательным коррекционным услугам относятся психологическая, психотерапевтическая, логопедическая и иная помощь, диагностическая работа, психологические и социальные тренинги личностного развития и другие тренинги, реализуемые в общеобразовательных учреждениях и организациях профессионального образования, а также в приютах, образовательных учреждениях и организациях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центрах социальной помощи семье и детям.

Глава 3. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Статья 10. Полномочия органов исполнительной власти города Москвы и органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве в области образования

(название в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

1. К полномочиям Правительства Москвы в области образования относятся:

(в ред. Закона г. Москвы от 29.10.2003 N 63)

1) принятие правовых актов города Москвы в области образования в пределах своей компетенции;

(в ред. Закона г. Москвы от 10.10.2001 N 46)

2) установление порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования государственных образовательных учреждений города Москвы;

(п. 2 введен Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

3) установление порядка утверждения уставов государственных образовательных учреждений города Москвы;

(п. 3 введен Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

4) установление норм труда и нормативов его оплаты, в том числе ставок заработной платы и должностных окладов работников государственных образовательных учреждений города Москвы, в соответствии с федеральным законодательством о труде;

(п. 4 введен Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

5) установление порядка приема в государственные образовательные учреждения города Москвы на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования;

6) установление общего приема и структуры приема на обучение в подведомственные отраслевым органам исполнительной власти города Москвы образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

(в ред. Закона г. Москвы от 10.10.2001 N 46)

7) создание и реорганизация государственных образовательных учреждений, подведомственных отраслевым органам исполнительной власти города Москвы;

(в ред. Закона г. Москвы от 10.10.2001 N 46)

8) ликвидация государственных образовательных учреждений, подведомственных отраслевым органам исполнительной власти города Москвы, при наличии согласования с Московской городской Думой;

(в ред. Закона г. Москвы от 10.10.2001 N 46)

9) распределение бюджетных средств между образовательными учреждениями, подведомственными отраслевым органам исполнительной власти города Москвы;

(в ред. Закона г. Москвы от 10.10.2001 N 46)

10) установление дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям и организациям города Москвы в части строительных и санитарных норм и правил, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности образовательного процесса и оборудования учебных помещений;

11) установление льгот обучающимся, воспитанникам и работникам образовательных учреждений и организаций города Москвы, а также видов и норм материального обеспечения указанных категорий граждан;

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

12) делегирование исполнительно-распорядительных функций Правительства Москвы в области образования городскому органу управления образованием;

(в ред. Закона г. Москвы от 29.10.2003 N 63)

13) иные полномочия, отнесенные в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы к ведению Правительства Москвы.

(в ред. Законов г. Москвы от 10.10.2001 N 46, от 29.10.2003 N 63, от 22.12.2004 N 91)

2. К полномочиям городского органа управления образованием относятся:

1) разработка Московского регионального компонента государственных образовательных стандартов;

(в ред. Закона г. Москвы от 29.10.2003 N 63)

2) разработка и реализация Московской целевой городской программы развития образования;

3) утверждение примерных штатных расписаний и норм численности работников государственных образовательных учреждений города Москвы различных типов и видов;

(п. 3 введен Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

4) разработка городских нормативов затрат на образование;

5) организация разработки вариативных базисных и примерных учебных планов, примерных программ;

6) лицензирование образовательной деятельности, контроль за соблюдением лицензионных условий, государственная аккредитация образовательных учреждений и организаций, за исключением образовательных учреждений и организаций высшего профессионального образования, в соответствии с федеральным законодательством;

7) организация издания и (или) приобретения учебной литературы для бесплатного предоставления обучающимся;

8) организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников;

9) обеспечение соблюдения федерального законодательства и правовых актов города Москвы в области образования и контроль исполнения государственных образовательных стандартов;

(в ред. Закона г. Москвы от 10.10.2001 N 46)

10) иные полномочия, отнесенные в соответствии с правовыми актами города Москвы к ведению городского органа управления образованием.

(в ред. Законов г. Москвы от 10.10.2001 N 46, от 22.12.2004 N 91)

3. К полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве в области образования относятся:

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

1) участие в осуществлении хозяйственного, материально-технического обеспечения деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся на территории муниципального образования, изыскание и направление внебюджетных средств на эти цели;

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

2) участие в списочном учете детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы;

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

3) иные полномочия, отнесенные законодательством города Москвы к компетенции органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве.

(часть 3 в ред. Закона г. Москвы от 29.10.2003 N 63, Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

Статья 11. Московская целевая городская программа развития образования

1. Московская целевая городская программа развития образования устанавливает цели, задачи и механизм реализации государственной политики города Москвы в области образования с учетом социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей развития Москвы, федеральных программ развития образования, анализа состояния и имеющихся ресурсов города Москвы.

2. Московская целевая городская программа развития образования разрабатывается на три года и утверждается в порядке, установленном правовыми актами города Москвы.

(в ред. Закона г. Москвы от 10.10.2001 N 46)

Объем финансирования Московской целевой городской программы развития образования утверждается ежегодно при принятии закона города Москвы о бюджете города Москвы.

3. Ответственным за разработку проекта и реализацию Московской целевой городской программы развития образования является городской орган управления образованием.

4. Концепция Московской целевой городской программы развития образования разрабатывается на конкурсной основе.

Порядок проведения конкурса устанавливается городским органом управления образованием.

5. Участниками разработки Московской целевой городской программы развития образования могут быть граждане, юридические лица, общественные объединения. Порядок их участия определяется Положением о разработке Московской целевой городской программы развития образования, утверждаемым Правительством Москвы.

6. Реализация Московской целевой городской программы развития образования обеспечивается за счет средств бюджета города Москвы, а также за счет иных источников финансирования.

7. Правительство Москвы ежегодно представляет в Московскую городскую Думу и публикует в официальных изданиях органов государственной власти города Москвы отчет о ходе реализации Московской целевой городской программы развития образования.

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

Статья 12. Общественные советы по образованию

1. Общественные советы по образованию являются экспертно-консультативными органами, создаваемыми органами государственной власти города Москвы в целях:

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

1) обеспечения государственно-общественного характера управления образованием;

2) обеспечения независимой, вневедомственной экспертизы образовательных инициатив и программ;

3) привлечения общественности, научных и деловых кругов к поддержке образования в городе Москве, в частности к формированию и реализации благотворительных программ;

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

4) содействия координации деятельности образовательных учреждений городской и отраслевых систем образования;

5) взаимодействия с федеральными образовательными организациями и структурами, образовательными системами других субъектов Российской Федерации и иностранных государств.

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

2. Городской общественный совет по образованию является экспертно-консультативным органом Правительства Москвы.

(в ред. Закона г. Москвы от 10.10.2001 N 46)

Городской общественный совет по образованию включает представителей органов исполнительной власти, образовательных, научных, культурных, медицинских, профессиональных, благотворительных и иных организаций.

Положение о городском общественном совете по образованию и его состав утверждаются распоряжением Мэра Москвы.

3. Общественные советы по образованию как экспертно-консультативные органы могут создаваться в административных округах и районах города Москвы.

4. Деятельность членов общественных советов по образованию осуществляется на общественных началах.

Статья 13. Формы поддержки государственных образовательных учреждений

1. В целях развития государственно-общественных форм управления в области образования, дополнительного привлечения внебюджетных финансовых ресурсов для обеспечения деятельности государственных образовательных учреждений, установления общественного контроля за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды государственных образовательных учреждений образовательные учреждения вправе создавать попечительский совет и (или) фонд попечителей.

2. Попечительский совет является формой самоуправления государственного образовательного учреждения.

В состав попечительского совета могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии государственного образовательного учреждения.

Порядок выборов и компетенция попечительского совета в части, не урегулированной настоящим Законом, определяются уставом и (или) Положением о попечительском совете государственного образовательного учреждения.

Осуществление членами попечительского совета своих функций производится на безвозмездной основе.

3. Фонд попечителей государственного образовательного учреждения является юридическим лицом, учреждаемым государственным образовательным учреждением в форме некоммерческой организации.

Средства фонда попечителей формируются за счет добровольных пожертвований и других незапрещенных законом поступлений.

4. Попечительский совет и фонд попечителей:

1) содействуют привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития государственного образовательного учреждения;

2) содействуют организации и улучшению условий труда педагогических и других работников государственного образовательного учреждения;

3) содействуют организации конкурсов, соревнований и других массовых мероприятий государственного образовательного учреждения;

4) содействуют совершенствованию материально-технической базы государственного образовательного учреждения и благоустройству его помещений и территории;

5) осуществляют иную деятельность, предусмотренную уставом образовательного учреждения, Положением о попечительском совете и уставом фонда попечителей.

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

Глава 4. ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

Статья 14. Формы поддержки системы образования органами государственной власти города Москвы

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

1. Органы государственной власти города Москвы оказывают поддержку системе образования в следующих формах:

1) установление тарифов на оплату коммунальных услуг образовательным учреждениям и организациям в размерах, предусмотренных для бюджетных организаций, а также запрета на отключение образовательных учреждений и организаций от потребляемых ими коммунальных услуг;

2) учреждение и выделение работникам образования ежегодных грантов Москвы для поддержки проектов в области образования общегородского значения;

3) обеспечение методической поддержки деятельности работников образования, в том числе поддержки права педагогических работников на предусмотренную федеральным законодательством свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, а также учебных пособий, учебников, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и организаций;

4) выплата ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере не менее установленного федеральным законодательством для педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов;

5) бесплатное использование работниками образования методических ресурсов и получение консультаций, доступ к которым в телекоммуникационной среде обеспечивается городскими методическими службами;

6) обеспечение права педагогических работников на бесплатное по выбору повышение квалификации один раз в пять лет в учреждениях профессионального педагогического образования или иных образовательных учреждениях и организациях, имеющих государственную аккредитацию;

7) учреждение и выделение премий работникам образования - лауреатам конкурса "Учитель года города Москвы";

8) оказание работникам образования материальной помощи за счет накопительных средств городского и окружных органов управления образованием;

9) учреждение и выделение премий обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений и организаций - победителям городских олимпиад по учебным предметам.

(часть 1 в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

2. Положения о грантах Москвы в сфере образования, премиях работникам образования - лауреатам конкурса "Учитель года города Москвы", премиях обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений и организаций - победителям городских олимпиад по учебным предметам, а также размеры ежемесячной денежной компенсации на обеспечение педагогических работников книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями утверждаются нормативными правовыми актами города Москвы.

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

Статья 15. Меры социальной поддержки работников образования

(название в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

1. Органы государственной власти города Москвы рассматривают социальную поддержку работников образования в качестве одной из своих приоритетных задач.

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

2. Все педагогические и иные работники, специалисты согласно перечню, утверждаемому Правительством Москвы, работающие в государственных образовательных учреждениях, а также в негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, получают специальный статус "Работник образования города Москвы" и соответствующее удостоверение. Статус "Работник образования города Москвы" обеспечивает следующие права:

(в ред. Закона г. Москвы от 29.10.2003 N 63)

1) бесплатное пользование фондами городских государственных библиотек;

2) 50-процентную скидку при посещении государственных музейных и клубных учреждений культуры и бесплатное посещение их с группой детей;

3) свободное получение информации, связанной с образованием;

4) 50-процентную скидку на установленную оплату содержания детей педагогических работников в государственных дошкольных образовательных учреждениях города Москвы;

5) иные меры социальной поддержки, устанавливаемые правовыми актами органов исполнительной власти города Москвы.

(в ред. Законов г. Москвы от 10.10.2001 N 46, от 22.12.2004 N 91)

Положение о выдаче удостоверения "Работник образования города Москвы" и образец удостоверения утверждаются Правительством Москвы.

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

3. Педагогические работники государственных образовательных учреждений города Москвы при признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы пользуются правом на первоочередное обеспечение жилыми помещениями в пределах нормы предоставления или по их желанию на предоставление безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилища.

(в ред. Закона г. Москвы от 10.10.2001 N 46)

4. Педагогические работники государственных образовательных учреждений города Москвы, подведомственных городскому и окружным органам управления образованием, пользуются правом на получение материальной помощи из накопительных средств для социальной поддержки данной категории работников для приобретения путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, оплаты проезда к месту лечения и отдыха и обратно и в других случаях, установленных правовыми актами города Москвы.

(в ред. Закона г. Москвы от 10.10.2001 N 46)

5. Педагогическим работникам государственных образовательных учреждений города Москвы, подведомственных городскому и окружным органам управления образованием, Правительством Москвы устанавливается специальная система стимулирующих выплат к ставкам заработной платы и должностным окладам:

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

1) доплаты и надбавки стимулирующего характера за работу, не входящую в круг основных обязанностей (классное руководство, проверка письменных работ, руководство кружками, методическими, цикловыми и предметными комиссиями, заведование учебными кабинетами и др.);

2) доплаты в размере от 20 до 40 процентов ставок (должностных окладов) молодым специалистам, а имеющим диплом с отличием - в размере 50 процентов в течение трех лет работы;

3) надбавки в размере до 50 процентов должностных окладов руководящим работникам государственных образовательных учреждений по решению вышестоящего органа управления образованием;

4) доплаты в размере 50 процентов ставок (должностных окладов) педагогическим работникам, удостоенным почетных званий "Народный учитель СССР", "Заслуженный учитель школы Российской Федерации", "Заслуженный работник культуры Российской Федерации", "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации", а также лауреатам премии Мэрии Москвы и лауреатам премии города Москвы в области образования;

(в ред. Закона г. Москвы от 29.10.2003 N 63)

5) повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) педагогическим и библиотечным работникам лицеев, гимназий;

6) повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) педагогическим работникам прогимназий;

7) повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) библиотечным и педагогическим работникам по профильным дисциплинам средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов;

8) повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) педагогическим и иным работникам, участвующим в экспериментальной и инновационной деятельности образовательных учреждений, входящих в городские экспериментальные площадки;

9) ежемесячная поощрительная надбавка в размере 30 процентов ставок (должностных окладов) педагогическим и иным работникам, награжденным отраслевыми нагрудными знаками;

10) доплаты в размере 50 процентов ставок (должностных окладов) воспитателям кадетских школ-интернатов за организацию и проведение работы по военно-патриотическому и физическому воспитанию, проведение практических полевых занятий в рамках дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку, и спортивных соревнований;

(абзац введен Законом г. Москвы от 29.10.2003 N 63)

11) повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) педагогическим и библиотечным работникам средних общеобразовательных школ с этнокультурным (национальным) компонентом образования по дисциплинам этнокультурного (национального) компонента и заведующим, воспитателям, музыкальным руководителям, воспитателям-методистам детских садов с этнокультурным (национальным) компонентом образования, использующим в своей работе дисциплины этнокультурного (национального) компонента;

(абзац введен Законом г. Москвы от 29.10.2003 N 63)

12) повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) руководящим, педагогическим, инженерным, библиотечным и медицинским работникам начальных общеобразовательных школ "Школа здоровья", основных общеобразовательных школ "Школа здоровья", средних общеобразовательных школ "Школа здоровья", центров образования "Школа здоровья";

(абзац введен Законом г. Москвы от 29.10.2003 N 63)

13) повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) медицинским работникам образовательных учреждений, входящих в городскую государственную систему образования;

(абзац введен Законом г. Москвы от 29.10.2003 N 63)

14) повышение на 20 процентов ставок (должностных окладов) техническому и обслуживающему персоналу образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы;

(абзац введен Законом г. Москвы от 29.10.2003 N 63)

15) повышение на 50 процентов ставок (должностных окладов) методистам государственных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов и иных государственных образовательных учреждений, входящих в городскую государственную систему образования.

(абзац введен Законом г. Москвы от 29.10.2003 N 63)

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

6. Правительством Москвы могут устанавливаться другие стимулирующие выплаты.

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

В административных округах, районах города Москвы за счет средств соответствующих бюджетов и целевых бюджетных фондов возможно установление иных стимулирующих выплат.

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

7. Порядок предоставления мер социальной поддержки, перечисленных в частях 2, 3, 4, 5 настоящей статьи, определяется правовыми актами органов исполнительной власти города Москвы.

(часть 7 в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

Статья 16. Предоставление информации в области образования

1. Городской и окружные органы управления образованием предоставляют обучающимся, воспитанникам и их родителям (законным представителям) информацию, в том числе о негосударственных образовательных организациях города Москвы, позволяющую осуществлять обоснованный выбор образовательного учреждения или организации.

2. Городской и окружные органы управления образованием способствуют предоставлению работникам образовательных учреждений и организаций информации, необходимой для эффективного осуществления и совершенствования их профессиональной деятельности.

Статья 17. Поддержка органами государственной власти города Москвы негосударственных образовательных организаций

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

Органы государственной власти города Москвы, признавая важность развития негосударственного сектора в области образования, проводят по отношению к негосударственным образовательным организациям политику, основанную на следующих принципах:

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

1) единство стандартов, требований, норм, правил для образовательной деятельности государственных образовательных учреждений и негосударственных образовательных организаций;

2) равенство условий социального обеспечения и оказания поддержки в формах, предусмотренных частью 2 статьи 15 настоящего Закона, для работников государственных образовательных учреждений и негосударственных образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию;

3) преимущественное предоставление в аренду находящихся в государственной (городской) или муниципальной собственности помещений образовательного назначения для целевого использования, выделение земельных участков;

4) предоставление льгот в соответствии с нормативами по арендной плате за нежилые помещения, находящиеся в городской собственности и используемые для основной деятельности образовательных организаций;

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

- абзац исключен. - Закон г. Москвы от 22.12.2004 N 91.

Статья 18. Поддержка экспериментальной и инновационной деятельности в области образования города Москвы

1. Органы исполнительной власти города Москвы оказывают финансовую, материально-техническую, информационную, правовую и иную поддержку образовательным учреждениям города Москвы, ведущим экспериментальную и инновационную деятельность, создают условия, необходимые для реализации этой деятельности.

Органы управления образованием города Москвы могут выступать совместно с образовательными учреждениями авторами культурно-образовательных инициатив.

2. Образовательным учреждениям, ведущим экспериментальную и инновационную деятельность, может присваиваться статус экспериментальных образовательных площадок города Москвы. Порядок присвоения образовательным учреждениям статуса экспериментальных образовательных площадок и их аттестации определяется положением, утверждаемым городским органом управления образованием.

Одна площадка может объединять образовательные учреждения, ведущие экспериментальную или инновационную деятельность общей направленности.

3. Образовательное учреждение, имеющее статус экспериментальной образовательной площадки, имеет право:

1) вносить изменения в цели, содержание, способы, систему средств воспитания и обучения, в режим своего функционирования и систему самоуправления;

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

2) получать дополнительное финансирование программы эксперимента из внебюджетных источников;

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

3) в пределах имеющихся у него средств на оплату труда самостоятельно определять форму и систему оплаты труда, размеры ставок заработной платы и должностные оклады, а также размеры стимулирующих выплат работникам, участвующим в экспериментальной и инновационной деятельности.

(п. 3 в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

Глава 5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА МОСКВЫ

И ИХ УЧРЕДИТЕЛЕЙ

Статья 19. Учредители государственных образовательных учреждений города Москвы

1. Учредителями государственных образовательных учреждений города Москвы выступают от имени Правительства Москвы отраслевые органы исполнительной власти города Москвы, осуществляющие исполнительно-распорядительные функции в сфере образования города Москвы.

(в ред. Законов г. Москвы от 10.10.2001 N 46, от 22.12.2004 N 91)

2. Отношения между учредителем и государственным образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы.

(в ред. Законов г. Москвы от 10.10.2001 N 46, от 22.12.2004 N 91)

Статья 20. Создание, реорганизация и ликвидация государственных образовательных учреждений города Москвы

1. Решения о создании и реорганизации государственного образовательного учреждения города Москвы принимаются его учредителем.

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

Учредительным документом государственного образовательного учреждения является устав, утверждаемый учредителем.

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

2. Государственное образовательное учреждение считается созданным, приобретает права и несет обязанности юридического лица с момента его государственной регистрации уполномоченным органом.

Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория) устанавливается при его государственной аккредитации.

Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством для образовательных учреждений, возникают у учреждения с момента выдачи ему лицензии.

Права на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации, а также на включение в схему централизованного государственного финансирования возникают у образовательного учреждения с момента его государственной аккредитации, подтвержденной соответствующим свидетельством.

3. Порядок назначения руководителя учреждения определяется его учредителем.

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

4. Решение о ликвидации государственного образовательного учреждения принимается учредителем по согласованию с Московской городской Думой.

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

5. Процедурные действия, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией государственных образовательных учреждений города Москвы, совершаются учредителем в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

Статья 21. Имущественные права и обязанности государственных образовательных учреждений города Москвы и их учредителей

1. Для обеспечения полноценного образовательного процесса Правительство Москвы закрепляет на праве оперативного управления за государственными образовательными учреждениями здания и сооружения и иное имущество, необходимые для осуществления образовательного процесса.

Земельные участки закрепляются за государственными образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование.

2. Бюджетное финансирование государственных образовательных учреждений осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.

3. Государственное образовательное учреждение использует закрепленное за ним имущество и расходует выделенные бюджетные средства строго в соответствии с их целевым назначением. Оно не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет выделенных ему бюджетных средств.

Доходы, полученные государственным образовательным учреждением от разрешенной законодательством деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество используются данным образовательным учреждением в соответствии с уставными целями.

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

Глава 6. ФИНАНСИРОВАНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

ГОРОДА МОСКВЫ

(название в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

Статья 22. Нормативное бюджетное финансирование образовательных учреждений и организаций

1. Нормативное бюджетное финансирование предоставляется государственным образовательным учреждениям, входящим в городскую и отраслевые системы образования города Москвы, и негосударственным образовательным организациям с момента их государственной аккредитации в случае реализации ими основных общеобразовательных программ.

(часть 1 в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

2. Норматив бюджетного финансирования определяет минимальную стоимость обучения (содержания) одного обучающегося, воспитанника в год по каждому типу, виду образовательного учреждения. Он является законодательно гарантированной нормой расходов бюджета города Москвы по соответствующему направлению.

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

3. Норматив бюджетного финансирования устанавливается ежегодно законом города Москвы и принимается одновременно с принятием бюджета города Москвы на очередной финансовый год, если иное не установлено законом города Москвы.

(часть 3 в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

4. Городские нормативы бюджетного финансирования образовательных учреждений и организаций не могут устанавливаться ниже федеральных нормативов финансирования для соответствующих типов и видов образовательных учреждений и организаций.

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

Статья 23. Формирование и использование внебюджетных финансовых средств государственными образовательными учреждениями города Москвы

1. Государственное образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном федеральным законодательством, дополнительные финансовые средства за счет выполнения предусмотренных его уставом работ и оказания услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных.

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

Перечисленные денежные средства аккумулируются на счете государственного образовательного учреждения.

2. Государственные образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги в порядке, установленном федеральным законодательством.

Платные дополнительные образовательные услуги оказываются государственным образовательным учреждением на основе договора, заключаемого в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Доход, получаемый от оказания платных дополнительных образовательных услуг, используется образовательным учреждением в соответствии с уставными целями.

(абзац в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

Платные дополнительные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные в результате такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет.

3. Государственное образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества в установленном порядке.

Реализация и сдача в аренду государственным образовательным учреждением основных фондов и имущества не относятся к предпринимательской деятельности.

(в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

4. Привлечение государственным образовательным учреждением дополнительных средств, указанных в части 1 настоящей статьи, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования за счет бюджетных средств.

5. Государственному образовательному учреждению принадлежит право самостоятельного распоряжения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы средствами, полученными за счет внебюджетных источников.

(часть 5 в ред. Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 91)

6. Исключена. - Закон г. Москвы от 22.12.2004 N 91.

7. Цены на оказание услуг и выполнение работ устанавливаются государственным образовательным учреждением на уровне рыночных с учетом возможности развития и совершенствования образовательного процесса и материальной базы образовательного учреждения.

Ограничение права государственного образовательного учреждения на самостоятельное регулирование цен за выполняемые работы и услуги со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления не допускается.

Статья 24. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

 

Москва, Московская городская Дума

Мэр Москвы
Ю.М. Лужков

 

 

 



Вернуться на главную страницу
Подписка на рассылку
подписаться отказаться
Copyright © 2001-2011 МГДТДМ «На Полянке»

Создание и поддержка портала:
Информационный ресурсный центр МГДТДМ «На Полянке»
Связаться с нами